Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что полностью или частично объединять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) — неважно, так как разницы между Резервным фондом и ликвидной частью ФНБ уже нет.

«Министр финансов говорит о полном объединении. Я говорю о том, что это техника и абсолютно неважно. Потому что суть уже одна и та же», — сказал он журналистам в кулуарах «Иннопрома».

«Фактически разницы между Резервным фондом и ликвидной частью ФНБ сейчас де-факто нет. Их легко можно объединять, тут уже вопрос техники. А 7% ВВП — это просто то, что есть в старом законодательстве, которое не меняется», — отметил министр.

Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Минфин все же решил предложить полное объединение фондов на базе ФНБ. Соответствующие поправки будут подготовлены к принятию их парламентом в весеннюю сессию. «Для лучшей управляемости принято решение об объединении фонда. На какой базе это будет делаться? Мы предлагаем сделать это на базе Фонда национального благосостояния, который служит, с одной стороны, и как источник для стабильной работы пенсионной системы, Пенсионного фонда, так и для инвестирования в инфраструктурные проекты», — отметил министр финансов.

Минфин, по его словам, предлагает решать вопрос инвестирования, «установив планку, сверх которой, если фонд достигнет этого уровня, можно говорить об инвестировании». «На наш взгляд, это 7% ВВП. Вот эти моменты мы еще будем обговаривать в правительстве», — сказал А.Силуанов, заметив, что это рабочая позиция Минфина, а окончательное решение будет приниматься правительством.

К настоящему времени Госдума приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, которыми, в частности, устанавливается возможность направлять средства ФНБ в Резервный фонд. Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов уже сообщал об обсуждении возможности объединить фонды, но в Минфине пояснили, что речь идет о возможности объединять часть средств фондов. По сути, уже предложенные и одобренные в первом чтении поправки и решали задачу частичного объединения фондов.

Однако при рассмотрении законопроекта на заседании бюджетного комитета Госдумы его глава Андрей Макаров напомнил, что основным предназначением ФНБ является гарантия пенсионных прав граждан. «Как только мы пишем, что из ФНБ мы можем переводить деньги на текущие нужды, а Резервный фонд — это текущие нужды в этой концепции, первое, что мы услышим, что мы ради текущих трат ставим под угрозу пенсионные права граждан. Я могу вам сразу сказать, что Госдума такое предложение не поддержит. Потому что у нас предложений по тому, как будет пенсионная система функционировать, не делается, а с бюджетом поиграть всегда можно. В данном случае мы против того, чтобы играть с бюджетом, если мы не определили, каким образом будет работать пенсионная система. Я бы хотел, чтобы вы донесли эту позицию. Очень бы хотелось, чтобы ответ на этот вопрос правительство уже имело к первому чтению, когда это пойдет в среду (5 июля), потому что этот вопрос наверняка на пленарном заседании будет задан», — заявил глава думского комитета А.Макаров.

«Объединение фондов — это совершенно правильное направление. При этом нельзя забывать, что у нас на ФНБ висят проекты, инвестиции на ФНБ. Отказаться от ФНБ — это сразу все межправсоглашения надо пересматривать. От ФНБ здесь отказываться, очевидно, нельзя. И на ФНБ пенсионные права граждан. Очень хотелось бы, чтобы правительство это понимало», — сказал также он.

Замминистра финансов РФ Владимир Колычев позже в беседе с журналистами отметил, что теоретически можно было бы вернуться к конструкции одного фонда. «Но, как Андрей Михайлович заметил, очень много нормативки уже привязано к названию Фонда национального благосостояния. Много законов, подзаконных актов, соглашений. Надо взвесить все за и против, насколько изменение названия фонда нужно», — сказал он.

Отвечая на вопрос, возможно ли объединение при сохранении названия ФНБ, но с переносом на этот фонд еще и целей Резервного фонда, В.Колычев отметил: «Да. Но нужно будет определить объемы, которые в разные активы инвестируются. Необязательно по долям, могут быть, другие ограничения, в абсолютном выражении или как-то еще. Но смысл именно в том, чтобы была прозрачность, какие активы используются по одному принципу, какие инвестируются по другому. Именно в этом плане, нам кажется, самое важное. От этого будет зависеть то, насколько публика, рейтинговые агентства и все остальные будут воспринимать прозрачность управления этими фондами, насколько будет доверие к ликвидности этих фондов и возможности их использования при каких-то шоковых, стрессовых ситуациях».

Принципы же пополнения объединенного фонда могли бы остаться существующие для Резервного фонда.

Как ранее поясняли «Интерфаксу» в Минфине, речь идет о возможности консолидировать средства фондов, направив на финансирование дефицита бюджета свободные средства ФНБ, не предусмотренные для инвестирования в инфраструктурные проекты. При этом инфраструктурные проекты будут финансироваться в рамках утвержденных лимитов. «Могут быть и новые проекты, например ВЭБу выделено 300 млрд рублей, и этот лимит сохраняется, они могут его выбирать», — поясняли в Минфине.

А.Силуанов заявил ранее, что Минфин предлагает сократить с 1,5 трлн рублей до 171,4 млрд рублей расходование ФНБ на финансирование дефицита, направив эту сумму в 2018 году, а с 2019 года полностью отойти от этой практики.

Резервный фонд будет исчерпан в 2017 году, нефтегазовые доходы, которые поступят при цене на нефть сверх $40 за баррель по итогам текущего года (678,1 млрд рублей), будут в следующем году полностью направлены на финансирование дефицита бюджета РФ, таким образом, к концу 2018 года в фонде средств не будет, и они не будут в него поступать вплоть до 2021 года. В ФНБ же к концу 2020 года сохранится 4 трлн 237,6 млрд рублей, из них в финансовых активах размещено 1 трлн 652,4 млрд рублей, ликвидных средств — 2 трлн 495,3 млрд рублей. В конце 2018 года его объем составит 4 трлн 109,3 млрд рублей, а не 3 трлн 102,3 млрд рублей, как предусмотрено действующим законом о бюджете на 2017-2019 годы. В финансовых активах будет размещено 1 трлн 668,4 млрд рублей, ликвидные средства составят 2 трлн 440,9 млрд рублей. В конце 2019 года там будет 4 трлн 140,4 млрд рублей (1 трлн 644,6 млрд рублей и 2 трлн 495,8 млрд рублей, соответственно).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here