Система управления рисками таможенной службы Российской Федерации непрерывно и интенсивно развивается на протяжении многих лет.

Реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, основным показателем которого является снижение числа случаев проведения форм таможенного контроля до выпуска товаров и одновременной активизацией контроля после выпуска, является важнейшим направлением совершенствования деятельности таможенных органов, также как и интеграция в единую систему управления рисками методов анализа, оценки и минимизации рисков, выбора объектов для контроля до выпуска или после выпуска товаров.

Сегодня, в соответствии со стандартами Киотской конвенции, управление рисками в таможенной службе — это базисный принцип современных методов таможенного контроля, который позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая при этом эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеторговой деятельности от излишнего бюрократического контроля.

В соответствии  с комментариями, данными Кунио Микурия — Генеральным секретарем Всемирной таможенной организации, «таможенные органы играют значимую роль в обеспечении соответствия мировой торговли стандартам и национальному законодательству. Изменения операционной среды таможен и многолетний рост объемов торговли и количества перевозок оказали влияние на подходы к управлению и решению задач, применяемые таможенными органами.

Новые приоритеты правительств, наряду с появлением новых вызовов на границах, приводят многие таможенные администрации к поиску более структурированных и систематизированных способов управления рисками. В настоящее время, таможенным органам необходимо выявлять риски, где бы они ни возникали. Все чаще это должно происходить на самых ранних этапах поставки товара».

В таможенных органах Российской Федерации система управления рисками применяется на всех основных этапах осуществления таможенного контроля: при прибытии, начале таможенного транзита, завершении таможенного транзита, при декларировании с применением декларации на товары, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство и т.д., и охватывает все основные направления деятельности:  контроль за соблюдением запретов и ограничений; правильность классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза; начисление таможенных платежей, предоставление льгот по уплате таможенных платежей; таможенной стоимости; соблюдение прав интеллектуальной собственности; валютный контроль; контроль страны происхождения и правомерности заявления тарифных преференций; контроль за перемещением делящихся и радиоактивных материалов и т.д.

Наряду с другими составляющими, изложенными в Таможенной стратегии 21-го века Всемирной таможенной организации, а также стандартами и основополагающими принципами, изложенными в переработанной Киотской Конвенции и Рамочных стандартах, применение системы управления рисками является ключевым элементом современной системы таможенного администрирования.

За счет автоматизации и получения исчерпывающей информации на более ранних этапах поставки товаров, таможенные органы получили возможность улучшить систему оценки рисков и проводить направленный таможенный контроль, с целью выявления наиболее серьезных рисков.

Адекватная, эффективная и результативная система контроля, в свою очередь, позволяет таможенным органам облегчить перемещение поставок с низким уровнем риска и способствовать выполнению приоритетных целей правительств по упрощению процедур торговли и перевозок.

Таможенные органы должны стремиться к разумному балансу между обеспечением соблюдения законодательства и минимизацией издержек для облегчения торговли и государственного сектора. Путем внедрения системы управления, основанной на оценке рисков, можно достичь баланса между необходимой степенью таможенного контроля и облегчением торговли. Ключевым аспектом такого подхода является активное побуждение участников внешнеэкономической деятельности к добровольному соблюдению законодательства (низкий риск), в целях сохранения ограниченных ресурсов для проведения более тщательного таможенного контроля и выявления наиболее серьезных рисков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here