EPA/AHMED JALLANZO

Москва, 10 июля — «Вести.Экономика». Некоторые из крупнейших в мире операторов мобильной связи, вошедшие на рынок Африки, теперь размышляют, не ошиблись ли они с этим решением. Усиление государственного и нормативного контроля, а также отсутствие возможностей для развития в странах Африки к югу от Сахары затрудняют рост таких операторов, как Vodafone Group Plc, Orange SA и Bharti Airtel Ltd. Им предстоит выбор: отступить или повысить ставки, пишет Bloomberg.

Две компании, выбравшие хотя бы частичное отступление, — это Millicom International Cellular SA, которая избавилась от своих подразделений в Сенегале и Демократической Республике Конго, и индийская Airtel, которая ранее в этом году продала бизнес в Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне компании Orange. Сократив свое присутствие в Кении, Vodafone передала большую часть своей доли на $3,6 млрд в компании Safaricom Ltd. в Найроби южноафриканскому подразделению Vodacom Group Ltd. в мае. Это сделало Vodafone Ghana единственным африканским оператором сотовой связи под собственным брендом британской компании.

«На данный момент становится ясно, кто имеет шанс добиться успеха в Африке, а кто нет, и это, по сути, сводится к масштабам, а также к власти правительства, — отмечает Баха Макарем, аналитик Arqaam Capital. — Вопрос только в том, кто готов выдержать напор».

Bloomberg

Смена настроений происходит, поскольку правительства стран Африки к югу от Сахары теряют поддержку инвесторов. Снижение цен на сырьевые товары привело к сокращению налоговых поступлений во многих странах, а средние темпы экономического роста опустились до 1,4% в прошлом году с 3,4% в 2015 г., свидетельствуют данные Международного валютного фонда (МВФ). Это побудило законодателей в странах, включая Танзанию и Гану, обратиться к международным компаниям с целью получения доходов: власти обеих стран поручили иностранным операторам мобильной связи уступить акции местным инвесторам.

«Регулятивные проблемы для нас всегда актуальны, — заявил глава MTN Group Ltd. Пхутума Нхлеко 25 мая на ежегодном заседании акционеров крупнейшего в Африке оператора мобильной связи. — Это часть среды, в которой мы работаем».

В 2015 г. нигерийский регулятор оштрафовал оператора связи на $5,2 млрд за отсутствие крайнего срока для отключения незарегистрированных абонентов, что привело к падению цены акций, которая все еще не восстановилась. После нескольких месяцев переговоров штраф был сокращен до $1 млрд, и с тех пор Нхлеко тщательно проверил менеджмент и корпоративное управление. Несмотря на это, в мае MTN была оштрафована на $8,5 млн в Руанде за несоблюдение лицензионных обязательств. Компания, крупнейший в Африке оператор связи по объему продаж, еще не выполнила своего обещания зарегистрировать свое нигерийское подразделение на бирже в Лагосе.

Vodacom, на 70% принадлежащая Vodafone, выполнила требование Танзании продать акции на фондовой бирже в Дар-эс-Саламе. Компании пришлось отложить листинг, когда всплеск спроса со стороны розничных инвесторов замедлил обработку заявок за пределами страны.

Bloomberg

IPO — единственный способ заставить операторов связи поделиться своей прибылью с местными инвесторами, сказал в прошлом месяце президент Танзании Джон Магуфули, добавив, что лицензии могут быть отозваны, если компании откажутся проводить размещение на бирже.

«Недостаточно просто подвергать мобильные компании штрафам и позволять им продолжать зарабатывать миллиарды денег прибыли», — цитирует его местная Daily News.

Ссылки по теме

Однако не все разочарованы в Африке, где, по прогнозам GSMA Intelligence, выручка от услуг мобильной связи достигнет $43 млрд в 2020 г. Orange, лидер рынка Франции, в феврале назвал Африку приоритетным регионом и сосредоточил большую часть своих инвестиций на франкоязычных рынках, таких как Камерун и Кот-д’Ивуар.

Частично компенсировать замедление роста в Европе позволяет то, что молодое население Африки требует более быстрых и дешевых данных, отметил Бруно Меттлинг, который руководит операциями Orange на континенте.

Некоторые операторы «уходят из Африки, сталкиваясь с необходимостью огромных инвестиций», сказал Метлинг. «В Orange мы ежегодно инвестируем в Африку в среднем €1 млрд ($1,1 млрд)», — пояснил он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here